Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы білім бөлімі Ақмол ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Акмол отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желідеміз

Мектеп директорының блогы

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Рекомендации по общению с тревожным ребенком

20.04.2018

Миллер Екатерина Владимировна,

психолог школы

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, уп­ражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ре­бенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируете образцы уверенного пове­дения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ре­бенка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних слу­чаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.

Работа с тревожными детьми может проводиться в малых группах или индивидуально. Рекомендуются проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  • Повышение самооценки
  • Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  • Снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки

Обращайтесь к ребенку по име­ни, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала дол­жна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участво­вали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанни­ка узнали окружающие можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конк­ретного ребенка.

Снятие мышечного напряжения

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глу­боко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Паль­цы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите паль­цы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите во­ображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите гла­зами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Пред­ставили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуй­те осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь пока­жите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы под­ходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и сделаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбни­тесь». После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлета­ми. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штанги на пол, отдохните. Попробуем еще раз»

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.                 

«Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет – гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что  мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей.

Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первую фразу, вы сделаете вдох и поднимете руки над голо­вой, а на вторую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действитель­ности. Желательно привлекать ребенка к со­вместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и пере­живаниях в волнующих их ситуациях. На примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осоз­нать, что у многих сверстников существуют проблемы, сход­ные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уров­ня ваших глаз. Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ре­бенка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизиру­ющей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страш­ного, чего боится ребенок). Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «ка­заки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Просмотров: 403


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст