Исаева Светлана Александровна,
заместитель директора школы по УВР,
школьный координатор по обновленной программе
Новый этап в развитии школьного образования связан с внедрением компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса. В действующих учебных программах для 11-летней школы на принципах компетентностного подхода переструктурировано содержание предметов, разработаны результативные составляющие содержания. К каждой теме программы определены обязательные результаты обучения - требования к знаниям, умениям учащихся, которые выражаются в различных видах учебной деятельности (ученик называет, приводит примеры, характеризует, определяет, распознает, анализирует, сравнивает, делает выводы и т.п.).
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию. Компетентностное образование ориентировано на практические результаты, опыт личной деятельности, выработку отношений, что обуславливает принципиальные изменения в организации обучения, которое становится направленным на развитие конкретных ценностей и жизненно необходимых знаний и умений учащихся. Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результативной составляющей содержания, что требует адекватных изменений в системе оценивания знаний.
В контексте этого меняются и подходы к оценке результатов учебных достижений школьников как части учебного процесса. Оценивание должно основываться на положительном принципе, что прежде всего предполагает учет уровня достижений ученика, а не степени его неудач. Результаты учебной деятельности учащихся на всех этапах школьного образования не могут ограничиваться знаниями, умениями и навыками, целью обучения должно быть формирование компетентности, как общей способности, основанной на знаниях, опыте и ценностях личности.
Компетентности не противоречат знаниям, умениям, навыкам, они предусматривают способность осмысленно их использовать. Совершенствование образовательного процесса с учетом компетентностного подхода заключается в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных учебных и жизненных ситуациях.
Компетентность как интегрированный результат индивидуальной учебной деятельности учащихся, формируется на основе овладения ими смысловыми, процессуальными и мотивационными компонентами, его уровень оказывается в процессе оценки.
Основными функциями оценивания знаний учащихся являются:
Контролирующая - определяет уровень достижений каждого ученика, готовность к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал;
Учебная - способствует повторению, уточнению и углублению знаний, их систематизации, совершенствованию умений и навыков;
Диагностико-корректирующая - выясняет причины трудностей, возникающих у ученика в процессе обучения; обнаруживает пробелы в усвоенном, вносит коррективы, направленные на их устранение;
Стимулирующее-мотивационная - формирует положительные мотивы обучения;
Воспитательная - способствует формированию умений ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, рефлексии учебной деятельности.
Цели оценивания:
· Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
· Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала;
· Внесение корректив в организацию учебного процесса.
Критериальное оценивание позволяет
Учителям:
· Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
· Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
· Улучшить качество преподавания;
· Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
· Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
· Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
· Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной
деятельности и способностей для выражения своего понимания;
· Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
· Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
· Использовать знания для решения реальных задач, выражать разныеточки зрения, критически мыслить.
Родителям:
· Получать доказательства уровня обученности ребенка;
· Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
· Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Инструментами измерения при оценке учебных достижений учащихся являются:
- учебные задания (задания в тестовой форме, расчетные задачи, упражнения, практические задания и т.п.);
- системы заданий, которые предъявляются учащимся в виде тестов, контрольных и практических диагностических работ, компьютерного моделирования.