Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы білім бөлімі Ақмол ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Акмол отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желідеміз

Мектеп директорының блогы

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

18.01.2017

Шахматы – это  самая крутая интеллектуальная  игра в мире.

     Тема: Развитие шахматной партии

     Цель:  Закрепление знаний о геометрии шахматных ходов, основываясь на развитии шахматной тактики игры.

1.       Дать понятие новым  словам – дебют, миттельшпиль, гарде; закрепить знания передвижения дальнобойных 

фигур. Учить  ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

2.    Развить мыслительные способности: логическое мышление, память, внимание, усидчивость,  в получении и применении  теоретических  знаний  в практике  развития шахматной партии  на  разных этапах   игры.  Научиться решать шахматные задачи.

3.     Привить любовь и интерес к шахматам,  уважение к сопернику.

     Вид урока: Беседа,  соревнование - викторина, практическая игра.

      Оформление:

Для учителя: литература: Панов В.Н.,  Эстрин Я.Б., «Курс дебютов - М», «Физкультура и спорт» 1980-496с.  «Программа шахматного кружка  «Ход Конем», планшет, интернет, макеты шахмат – 2 вида  в традициях  казахского  народного  искусства;  дидактический материал; выставка детских  рисунков  на тему «Шахматный  конь».

1) Графика - роспись фломастерами красным и синим цветом;

2) Шахматы, декорированные тканью, тесьмой, кожей.

   Для учащихся: шахматы, листочки для решения простых шахматных за

    Межпредметная связь:   ИЗО, труды, история.

    План:

       I. Подготовка к уроку 1-2мин.

 II. Мини соревнование - викторина   2-5мин.

 III. Новые сведения 3-7мин

 IV. Практическая работа. Шахматная игра 15-20мин.

  V. Завершение урока. Рефлексия 3-5мин.

      Ход занятия

I.  Подготовка к уроку. Объявление темы и цели урока. Приветствие.

II.  Мини  соревнование – викторина по рядам с показом хода  фигуры  на нарисованной   шахматной  доске и    пошаговым  обозначением хода  на  полу.

·       Родина шахмат? (Индия)

·       Сколько фигур на шахматной доске? (32)

·       Сколько белых фигур? (16)

·       Из них  пешек? (8 пешек, 8 фигур)

·       Сколько ладьей, коней, слонов?(4 ладьи, 4 слона)

·       Какие фигуры  считаются дальнобойными? (ферзя, ладья, слон)

·       Как ходит слон белый, черный?(белый слон – по белой диагонали;  чёрный – по  чёрной)

·       Как ходит  шахматная  фигура коня? (буквой «Г»)

·       Как ходит ферзя, ладья? (ферзя - по горизонтали, вертикали, диагонали; ладья – по горизонтали и вертикали)

       Соревнование   - викторина  закончена. На все  вопросы, ребята ответили правильно. Молодцы!

III. Новые сведения:  

        1) Беседа о развитии шахматной партии.

А) Эпиграф: «Шахматы – это   самая крутая  интеллектуальная  игра в мире». Шахматы – это  игра, доставляющая много радости,  удовлетворения  детям,  и эффективное средство для умственного развития. Они развивают мыслительные способности.

Б) Вопрос: Какие качества могут развиваться при  игре в  шахматы - усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпение, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Г) Знаменитые шахматисты прошлого – А. Андерсен, Эм. Маспер,  М. Чигорин, Х.Р.Капабланка, А.Алехин и др. Чемпионка  Казахстана  среди  юниоров.

Д)  Новые  слова: дебют, миттельшпиль, гарде, рокировка, гамбит, мат,

*Определение дебюта-начала игры. Развитие зависит от дебюта. Какие бывают дебюты? «Защита Чичерина» - Основоположника русской шахматной школы. «Система Алехина»,  Россия,  чемпион 1927-1935/ 1937-1946.     

*Миттельшпиль – середина, основная часть шахматной партии, следующая за дебютом.

*Рокировка  - король меняется местами   с ладьёй. Бывают  ближняяи дальняя рокировка. Цель убрать короля из центра.

*«Классика» - обычный контроль  времени,  исключение быстрые шахматы и блиц.

*Шахматная тактика - система приемов.

Вывод. Развитие шахматной партии можно назвать миттельшпилем.

Е) Шахматная  фигура  коня.  Скульптура  коня с греческого  фриза Парфенона. Шахматную  фигуру коня  во многих языках  называют «Всадник», «Рыцарь» - внешне представляет лишь голову коня. На испанском  caballo-означает конь,  немцы  Springer- «скакун».

         Задача:

        * Один  играющих учеников  ставит коня на какое-то поле, второй называет это поле  и показывает,  на какое поле он может передвигаться дальше.

         * Игра усложнена введением двух коней, черного и белого. Постановка задачи: белый конь выбивает черную фигуру (или наоборот).

         * Продвинутый уровень. Введение  дополнительной фигуры.

2. Демонстрация  выставки:  детские рисунки  «Шахматный конь» в честь  кружка  «Ход конём», выполненных   сегодня  на уроке  ИЗО в 4 «Б»и «В» классах.

         Декоративные шахматы, работа учителя:

1) Графика - роспись фломастерами красным и синим цветом; 

2) Шахматы, декорированные тканью, тесьмой, кожей.

3. Правила игры в соревнованиях.  Объявление о шахматном турнире, посвященном  «25-летие Независимости  Казахстана», проводимого в Районной библиотеке.

4. Демонстрация литературной библиотеки: а) Панов В.Н., ЭстринЯ.Б.,«Курс дебютов» -1980. б) Республиканский  шахматный журнал «Шахматы Казахстана» - 2009.

5. Решение задач. Интернет. Демонстрация   на планшете.  Дебют, рокировка, мат с объяснениями   учителя.

         IV. Практическая работа. Шахматная игра .

         Кружковцы садятся по парам для игры.  Расстановка  фигур, взаимопроверка.

         Меняются соперниками по окончанию партии.  Прорабатываются  начало игры – дебюты пешек, коня. Проигрывание  с применением  рокировки и продумыванием  середины шахматной партии.

         Помощь учителя.

         Ведение  ведомости  сыгранных партий.

        V. Завершение урока.  Рефлексия:  Дети  должны продолжить  фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

На уроке я научился…

Удалось ли нам достичь поставленные цели? 

Что помогло вам в достижение успеха? 

Всем спасибо и до свидания!

Просмотров: 510


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст