Чугуева Елизавета Викторовна,
заместитель директора школы по ВВР
Миссия школы состоит в том, чтобы в быстроменяющемся мире позволить помочь молодому человеку подготовиться к самостоятельной деятельности, к послешкольному непрерывному образованию, к сознательному выбору профессии и осознанию своего соответствия планируемому выбору, к личной жизни, к разумной организации досуга , к сохранению здоровья, к общению, а также к общественно – политической жизни, т.е. «готовности к взрослой жизни». В школе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Внеурочная деятельность состоит из цикла традиционных и календарных праздников, коллективно-творческих дел. Ученическое самоуправление позволяет учащимся почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Цели и задачи детской школьной организации
Цель: воспитание патриотизма, ответственности, чувства долга, способности к самореализации.
Задачи:
· Личностное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся.
· Организация участия в жизни школы и села.
· Освоение навыков самоорганизации.
· Освоение жизненных и учебных навыков, активизация самостоятельного мышления.
· Формирование дружного, сплоченного коллектива.
· Жизненное и профессиональное самоопределение.
· Организация разнообразной деятельности и общения с целью удовлетворения информационного поиска.
· Обеспечение психологической защиты детей.
Детская школьная организация включает в себя учащихся 5-11 классы
Школьное самоуправление
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении. Самоуправление - это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.
Целью ученического самоуправления является: формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
• Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
• Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом в виде деятельности;
• Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
• Организация деятельности органов ученического самоуправления;
• Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
• Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
• Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
· Изучение потребностей и выявление интересов участников образовательного процесса, связанных с жизнью и деятельностью в образовательном учреждении;
· Представление интересов всех участников образовательного процесса в управлении школой;
· Организация деятельности форм ученического самоуправления;
Школьным самоуправлением организуются следующие сферы деятельности:
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
• Учебная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация;
• Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
• Спортивная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
• Культ - массовая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
• Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий.
Условия известны:
· Наличие личностно - и социально значимой деятельности.
· Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
· Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
Какими же путями можно идти к созданию жизнеспособных органов самоуправления:
· Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
· Сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными.
· Предоставить педагогическую поддержку и помощь.
Какие области можно отдать ребятам:
· Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники.
· Деятельность школьной прессы.
· Спорт и спортивные мероприятия.
· Тимуровская работа
· Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
· Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).
Общешкольные мероприятия: Первое сентября, День здоровья, «Посвяшение в первоклассники», День учителя, День Первого Президента, День Независимости РК, праздник «Осенний бал», новогодний бал, конкурс рисунков и газет, акция «Помощь Ветеранов», 8 марта, Наурыз мейрамы, Последний звонок, День школьника. По итогам работы года участники ученического самоуправления поощряются грамотами.
Реализация модели ученического самоуправления призвана способствовать:
· расширению возможностей для творческого развития личности ребенка;
· повышению роли школьного органа ученического самоуправления для образовательного учреждения;
· укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Школьное самоуправление:
· интеллектуальную зрелость - развитие познавательных интересов и критического мышления, умение найти конструктивные решения;
· социальную зрелость - терпимое отношение к другим, готовность к сотрудничеству, ответственность за
происходящее;
· личностную зрелость - понимание себя и других, самостоятельность, наличие социально- ценных жизненных целей, стремление реализовать свои позитивные инициативы, самоуважение;
· эмоциональную зрелость - сочувствие, интуитивность, сопереживание, ответственность.
Ожидаемые результаты:
1.Приобретение детьми новых знаний, умений, навыков, полезных для личностного самоопределения.
2.Стемление детей к дальнейшему достижению успехов.
3.Удолетворенность полученными результатами индивидуальной и коллективной работы детей.
4.Развитие духовности, постоянное саморазвитие силы воли – как условия нормального становления и развития психологического здоровья.