Ақмола облысы білім басқармасының Целиноград ауданы білім бөлімі Ақмол ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Акмол отдела образования по Целиноградскому району управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желідеміз

Мектеп директорының блогы

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся

16.07.2018

Жунусова Светлана Васильевна,

учитель английского языка

Общепризнанные неутешительные оценки результатов обучения современных школьников требуют выявления своих причин и изменений в образовании, связанных с их преодолением и предупреждением. В значительной степени, успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности. Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Особенно критичной ситуация становится начиная с подросткового возраста, в котором для большинства учащихся характерно существенное снижение  учебно-познавательной  мотивации, и учение нередко превращается для таких учеников  в скучную, тягостную обязанность. Результаты этого неизменно сказываются и на последующем этапе обучения в старшей школе. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не  лично значимой целью, а нудной обязанностью , от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал. Помочь ученикам  перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному  отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может  коучинг.  Следует признать, что все вышесказанное относится не ко всем учащимся, есть среди них и такие, кто учится осознанно, с интересом и находит в учебной деятельности личностный смысл, но их, к сожалению, не так много. Работа коуча с такими учениками позволит им добиться не просто хороших, а грандиозных результатов.

Что такое коучинг?   Коучинг (coaching) - новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey). Открытие Т. Гэлвея состояло в том, что значительным фактором спортивного успеха, а, следовательно, и спортивных тренировок, оказалось душевное состояние спортсмена, то, как он думает, как направляет внимание, что считает для себя возможным, а что - нет.  Он определил коучинг как “технологию  раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.В настоящее время коучинг переживает пик популярности за рубежом. Он нашел применение не только в спорте, но и в бизнесе, экономике, политике, образовании и других важных сферах человеческой деятельности.  Коучинг представляет собой  форму консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.

Цель коучинга в обучении – помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате - достигать желаемых результатов. Первое официально зафиксированное использования коучинга  в сфере школьного образования было предпринято в Норвегии в 2002 году. Все началось со школы-гимназии Уллерн в округе Аскер. В 2001 году положение дел в школе было так плохо, а её авторитет так низок, что набор в школу составил всего 9 учеников на 30 учителей, при том как максимально допустимой «квотой» в Норвегии принято 70 учащихся на одного преподавателя. Школа  Уллерн была исключена властями из списка школ, но получила последний шанс на исправление своего положения. Администрация школы решила внедрить коучинговый подход в образовательный процесс школы. Многократные беседы в коучинг стиле между директором, учителями и Яном Кристиансеном и большое количество мероприятий совместно с Норвежским Представительством МЭУ привели к поразительным результатом: в 2005 году эта школа была официально объявлена одной из лучших школ Норвегии. В 2006 году этот эксперимент был повторен в школе Воллен и результаты этого проекта были  признаны номером 1 среди 150 норвежских школ  - претендентов на финансовую поддержку от Национального Департамента по Образованию Логика применения коучинга Основная задача коуча - поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно- познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу. Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча - помочь ему прийти к этому осознанию. Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» Очень важно, чтобы ученик в совместной работе с коучем смог определить свои личные цели, прийти к пониманию того, для чего ему необходима учебная деятельность. Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная  задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь. Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его  самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей, т.е. именно то, что умеет  профессионально делать учитель-коуч. Особое внимание при проведении коучинга в старшем школьном возрасте следует уделять определению частных целей (промежуточных результатов) и составлению плана их достижения. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д. В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед. Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана.

В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:

Что именно мне необходимо достигнуть? 

Как это конкретно будет выглядеть?

Зачем мне это нужно?

Как я узнаю о том, что достиг желаемого?

Когда я готов начать этот процесс? 

Когда этот процесс завершится? 

Что конкретно мне следует делать? 

Какие возможны препятствия на моем пути?

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников  можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие её компоненты:

1. Постановка цели и осознание её реальности.

2. Анализ необходимых составляющих успеха.

3. Анализ имеющихся возможностей.

4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Первый и всеопределяющий  шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) - это забота школы и учителя. Ему необходимо четко  осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами. На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную  поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже  является результатом комплексной работы с учителем-коучем. Инструментарий коучинга и применяемые в нем техники довольно разнообразны. Их рассмотрение требует отдельного внимания. Тем не менее, в качестве примера рассмотрим два из них в уже готовом виде, которые я применяла на уроке английского языка.  Это «Колесо развития» и «Линия времени». Такое «Колесо» составляется каждым учеником по результатам промежуточных работ в период изучения темы, либо опираясь на самооценку ученика при её повторении. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» - только знание о его существовании. Подобные «Колеса» можно сделать по каждому умению или элементу содержания из спецификации к ЕНТ, а можно и по номерам заданий.  Дальнейшая работа с этим инструментом позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен». Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки. 

Открытые вопросы. Не навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней. Вопросы, которые  продвигают.

Оценочная шкала. В сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления. Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе используем 10-балльную шкалу, где 0 означает наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия.

Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более понятным, можно применять цветовую разметку. Далее – анализируем полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться и пр. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и многого другого могут применяться и без колеса.

Пирамида логических уровней. В эту конструкцию укладывается работа по освоению любого материала. Снизу вверх. Кто, когда и с кем? Что делал, будет делать? Как именно? Почему и зачем? Какова моя роль в этом процессе? Для кого и для чего я буду ее выполнять? Итак, на вершине оказывается тот самый личностный смысл, который иногда так трудно пристегнуть к уроку формально-назидательными способами.

Включение творческого разума. «Три стула», «Три шляпы» и особенно «Стол менторов» – об этих приемах учителям говорить не надо, все знают: они отлично работают с тупиками типа «мы не подготовились», «не поняли темы» и т.п. Используются самые разные подходы: предложить выбрать «особые» шляпы или стулья, предложить всему классу пригласить авторитетных экспертов, которые и отыщут выход из положения. Сейчас возьмем за основу упражнение «Стол менторов». Допустим, у нас есть пока не решенный, но важный вопрос (проблема). Сформулируем его – запишем. А теперь пригласим экспертов (менторов) – тех, кто мог бы помочь нам с поисками ответа. Кстати, это совсем не обязательно должны быть ученые или преподаватели; подойдут и вымышленные персонажи, и давно почившие императоры или военачальники, и даже явления природы. Эксперты «появляются» – с ними общаются группы учащихся или представители класса. На подготовку ответов могут понадобиться время и специальные источники. Каждому из приглашенных задается ранее поставленный вопрос – и они отвечают, исходя из возможностей и особенностей персонажа. Им могут быть заданы уточняющие вопросы.На прощание каждый «высокий гость» дарит классу или команде особый подарок. Что это за подарок, каким он может быть? Ученики воображают и описывают его – с упором на важность подарка для решения проблемы. Потом обязательно благодарят экспертов за помощь.

Линия времени. Учит каждого управлять временем урока и личным временем. Именно так можно устанавливать трафик для разных групп детей – готовить задания на фиксированное время выполнения, организуя урок или целый модуль как согласованную работу в офисе. Линия времени – это удобный визуальный образ для прорисовки целей и определения шагов их реализации. Возьмите какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты? Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это. А теперь посмотрите на эту точку – «плюс месяц», мысленно пройдите весь путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее (на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных Выводы:  во-первых,  потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, так как, именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но е знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения. Во вторых, коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования  и  органично встраиваюся в профиль компетенций современного учителя.  

Просмотров: 698


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст